Splinter Cell - Театр теней : Solution









   Жанр: Action
   Создатели: Ubi Soft
   На что похоже: Metal Gear Solid
   Системные требования: PIII 933MHz, 256MB, video 32MB GeForce2 MX (PIV 1,2GHz, 512MB, video 64 MB GeForce4)
   www.UbiSoft.com

   Сколько CD: три
   Мультиплеер: нет

   Автор: mailto:mcsim@dtf.ru
   Оригинал статьи: http://articles.dtf.ru/

   Компьютерные игры, в названии которых фигурирует имя Тома Клэнси, прочно ассоциируются в потребительском сознании с командной тактикой, массовыми анти-террористическими операциями, мгновенной смертью при малейшем неверном движении, проамериканским пафосом и студией Red Storm Entertainment. А между тем, послужной список этого заметного деятеля, писателя, сценариста и продюсера на ниве игровых проектов не заканчивается тактическими шутерами вроде Rainbow Six, Ghost Recon или The Sum of All Fears. Достаточно сказать, что из-под его пера с той же легкостью выскакивали сюжеты и для настольных стратегий, и для стратегий реального времени, и даже для военно-морских симуляторов. Вот и Tom Clancy's Splinter Cell - один из новых игровых проектов, к созданию которого приложил руку знаток геополитических интриг, с симуляцией боев малых спецподразделений имеет мало общего. Хотя даже без тонн оружия со всего света, реалистичной модели повреждений, прикрывающих тылы и фланги напарников, а также мозгодробительного планирования операций целый ряд легко узнаваемых элементов "именного" гейм-дизайна налицо. Тут вам и сложная международная обстановка, и разгул мирового терроризма, и, конечно же, вездесущие звездно-полосатые спецслужбы, насмерть стоящие на страже мира во всем мире.

   Что нам делать в Грузии

   На этот раз по указке Клэнси наводит порядок и вершит судьбы мира Министерство Национальной Безопасности США (National Security Agency) руками спецагентов сверхсекретного отдела "Третий Эшелон". Эдакой спецслужбы в спецслужбе, задуманной для ювелирного решения особо щекотливых проблем, которые то и дело возникают у сверхдержавы со странами "третьего мира". Взять, к примеру, вконец распоясавшуюся Грузию, где в 2004 году пост президента занял чистокровный грузин Комбайн Николадзе. Понятное дело, что детство человека с именем Комбайн ну никак не могло быть счастливым, а значит, характер у главы государства препаршивый, и ожидать от него стоит одних только гадостей. И первая из незамедлительно последовавших неприятностей - пропажа внедренного в президентское окружение агента ЦРУ. Второго агента, через некоторое время командированного на поиски, постигла та же участь.

Пора приступать к заданию.

   Самое время на сцене под речитатив Crystal Method появиться Сэму Фишеру - основному полевому игроку "Третьего Эшелона", супермену-одиночке, неуловимому мстителю, черному плащу и ниндзя третьего тысячелетия в одном покрытом трехдневной щетиной лице. За его плечами огромное количество спецопераций, в арсенале, помимо огнестрельного оружия и гаджетов - поразительное владение собственным телом, а за спиной - слаженная команда координаторов-аналитиков и вся научно-техническая мощь страны. Он работает по ночам, тщательно следя за индикатором собственной видимости и слышимости для предполагаемого противника. Стелется вдоль стен, выглядывает из-за углов и подсматривает в приоткрытые двери. По напряженности фоновой музыки определяет близость неприятеля. Выждав момент, стремительно появляется из густой тени, наносит удар и скрывается с места преступления, не оставляя свидетелей. Вместе с жертвой он исчезает во тьме, либо уводя бедолагу с дулом пистолета у виска, либо утаскивая уже обездвиженное тело на своих натренированных плечах. В случае необходимости может "склонить к сотрудничеству" обладателя подходящей к сканеру сетчатки глаза, или взять языка и выпытать, кто лежит в соседнем морге. На досуге с упоением перлюстрирует вражескую электронную почту в поисках интимных подробностей и кодов доступа. Ему не всегда требуется убивать, чтобы достичь своей цели, хотя под дарованной ему "пятой свободой" скрывается ни что иное, как лицензия на убийство - свобода отнимать жизни во имя защиты гражданских свобод ни о чем не подозревающих обывателей.
Stealth как он должен быть

   Для таких вот оперативников, объединяющих в себе черты Джеймса Бонда с навыками тибетских монахов, а хладнокровие и осмотрительность Сорок Седьмого с физической подготовкой Индианы Джонса, руководство даже термин особый придумало - "splinter cell". А еще у такого человека вполне может быть внешность Джорджа Клуни, голос Майкла Айронсайда, любимая дочь-тинейджер и просвечивающая сквозь видеоролики харизма.

   Stealth как он должен быть

   Задачи перед Фишером стоят крайне деликатные, и широкая огласка его деятельности категорически противопоказана. Несколько неверных движений, небрежно оставленных трупов, проколов в маскировке или несанкционированных руководством выстрелов - и жахнет в родном Вашингтоне портативная ядерная бомба, встанет под ружье многомиллионная красная армия Китая и начнется самая настоящая Третья Мировая. Но сперва завоют сирены, затопают и загалдят солдаты, и разочарованный голос в наушнике сообщит о прекращении операции. Gameover-loadgame-onceagain.
      Спи спокойно товарищ!

   Стало быть, скрытность и гуманизм прежде всего. Мясо и кровища отменяются, вместо них на вегетарианской вечеринке Тома Клэнси подается изысканная пища для ума. Каждый новый поворот и противник - это не триггер, активирующий спинномозговой рефлекс пальбы, а головоломка, которую можно решить несколькими более или менее изящными способами. Ухватить часового за шею, дать по загривку, или привлечь противным писком к видеокамере-присоске и выпустить усыпляющий газ? А может, просто прокрасться мимо?..

   Нет, конечно же, ни один разработчик не рискнет посягнуть на святая святых для любителей жанра экшен и вовсе запретить главному герою расстрелять первого встречного (не на протяжении всей игры, по крайней мере). Но и без этого склонить героя к более гуманным мерам монреальскому отделению Ubi Soft оказалось вполне под силу. И первым делом ради благой цели у игрока отобрали привычный арсенал, достаточный для того, чтобы до зубов вооружить небольшой кишлак. Для разведывательно-диверсионной деятельности Сэму Фишеру выделено всего 2 (две!) единицы стрелкового оружия: штурмовая винтовка с оптическим прицелом, глушителем и подствольником, да пистолет - тоже, конечно, с глушителем. На крайний случай, когда о производимом шуме задумываться некогда, предусмотрены осколочные гранаты. Холодного оружия нет совсем, правда, в нем нет особой необходимости, поскольку у Фишера просто убийственный backstab правой, отсылающий в нокаут спарринг-партнера любой весовой категории.
      Учимся ходить тихо...

   Инспектор Гаджет

   Вместо многочисленных пушек карманы супершпиона доверху забиты всяческими гуманными приспособлениями. Тут вам и лицензированный многофункциональный "палм", и устройство для выведения из строя камеры слежения, и собственные разнообразные камеры, которые можно подсовывать под двери или цеплять к стенам. Тут же присутствуют отмычки, шокеры, узконаправленный микрофон и осветительные шашки. Ну и, наконец, гвоздь программы - совмещенные очки ночного/теплового видения, тремя зелеными глазами горящие на лице Фишера и в темной комнате придающие ему сходство с показавшимся в туннеле метрополитена электропоездом. Враги отчего-то трех этих лампочек не замечают в упор, за что регулярно и расплачиваются. Между тем, для темных делишек splinter cell'а такой головной убор просто незаменим. Достаточно сказать, что большая часть игры проходится в режиме night vision, при заблаговременном уничтожении источников искусственного света и блуждании на ощупь перепуганных охранников с фонариками или без. Только иногда, поддаваясь желанию полюбоваться потрясающе красивой игрой света от недобитых или неразрушаемых динамичных источников, оперативник отрывается от медитативного созерцания помех на стильной черно-белой картинке и оглядывает окрестности невооруженным взглядом. Или переключается в радужный "термический" режим, чтобы понаблюдать, как медленно остывают сваленные в кучу тела.

  Вместо многочисленных пушек
карманы супершпиона доверху забиты
всяческими гуманными приспособле-
ниями.

   Однако самым полезным и многофункциональным гаджетом в Splinter Cell неожиданно оказывается сам главный герой. Вернее, его мускулистое тело и невероятные акробатические способности. Зависнуть вверх тормашками на трубе? Не вопрос. При этом вести прицельную стрельбу? Запросто! А может, куда-нибудь эдак на тросе спуститься, или свалиться из-под потолка прямо на голову незадачливому противнику? На худой конец можно размяться, кувыркаясь по полу, карабкаясь по столбам или перетаскивая с места на место трупы. Или уж совсем наплевать на кинематику с аэродинамикой и законом всемирного тяготения, да со всей мочи подпрыгнуть, да от стенки оттолкнуться, да ноги раскорячить и висеть так между двух стен, пока не надоест.
      Меню выбора "адских штучек"
   

Часть вторая: Уровни, управление, графика, недостатки и подведение итогов >>

   Архитекторы счастья

   Почти всем способностям героя и его экипировке, к чести дизайнеров уровней, реже или чаще, но находится применение по ходу прохождения. То в "холодильном" уровне передвигаться можно лишь в режиме тепловидения, то в прохладном комплексе на кодовых замках остаются тепловые отпечатки пальцев, или для проникновения в президентскую резиденцию родина приказывает "по-томбрейдеровски" преодолеть полосу препятствий... Можно, конечно, было бы обойтись без коронного split jump'а и дымовых гранат, но мы почему-то не в обиде, что они есть.

 Проникновение в президентскую
резиденцию:
преодолеваем полосу препятствий.

   Кстати говоря, к чести тех же дизайнеров при своем разнообразии уровни Splinter Cell превосходно оформлены, с множеством мелких и необязательных деталей. Достаточно посмотреть на обшарпанные и замусоренные китайские улочки, роскошное убранство президентского дворца или заваленный всякой всячиной стол рядового работника правоохранительных органов Тбилиси. А вот с обещанной "открытостью" уровней, предполагающей свободное перемещение в пределах отдельно взятой карты, возникла неувязка. По сути, прохождение каждого уровня абсолютно линейно, и перемещаться можно в лучшем случае двумя путями (скажем, по крышам или по земле). Видимо, разработчики решили не напрягать игроков обилием путей к цели, хотя даже при таком подходе в игре умудрилось найтись несколько до белого каления раздражающих моментов, когда совершенно непонятно, куда идти дальше.
    Аспекты работы

   Извините, геймпады не поддерживаются

   В свое время поверхностное знакомство с консольной версией Splinter Cell поставило серьезный вопрос о пригодности системы управления, изначально заточенной под два аналоговых "стика", для использования на РС. Оказалось, что сомнения были напрасны, и связка "клавиатура+мышь" при правильном подходе вполне способна с такой задачей справиться. Управление получилось довольно необычным, но чрезвычайно удобным и функциональным. Мистер Фишер обучен действовать в двух режимах: с шашкой наголо и с пустыми руками. В первом случае управление для шутеров традиционно, а камера крепится у правого плеча героя, позволяя без помех вести прицельную стрельбу. Во втором (который явно является основным) клавиши WSAD отвечают за перемещения, а вполне себе свободная камера повешена на мышь. Очень, оказывается, приятно бежать по своим шпионским делам, одновременно по всякому вращая камеру вокруг персонажа и со всевозможных ракурсов рассматривая его движения. Явной находкой разработчиков является также дискретное изменение скорости передвижения в диапазоне четырех вариантов: от тихого, буквально на цыпочках шага до быстрого бега. Вместо "стика", реагирующего в Xbox-версии на силу нажатия, в РС-версии эта скорость регулируется мышиным колесиком. Все остальные варианты приложения усилий интуитивно активируются многофункциональной клавишей "use", "jump" и еще парой менее нужных кнопок, а контекстные списки интеракций реализованы куда удобнее, чем в Hitman 2. Да, чуть не забыл - геймпады в РС-порте Splinter Cell действительно не поддерживаются, хотя пострадал от этого разве что взлом замков, в оригинале основанный на фидбэке джойстика и реализованный практически идеально.
    Крррасота, ляпота!

   Крррасота, ляпота!

   Это было давно ясно по скриншотам. Splinter Cell - чертовски красивая игра, особенно в том, что касается игры света с тенью. Таких теней, какие отбрасывают здешние вентиляторы или колышущиеся занавески, вы еще не видели и увидите не скоро. Кстати, о занавесках - они являются местным ноу-хау, прикрученным к движку Unreal кудесниками из Ubi Soft, и аналоги имеют только в реальной жизни. Кто видел, тот понимает, о чем я. У отвечающей за изумительность их колыханий и реакций на прикосновение технологии есть только один недостаток - она еще не обучена пропускать пули... как, впрочем, и остальные материалы в игре. Физику разработчики прикручивать не стали - изображения дырок от попаданий есть, да и ладно. От гранат никто не разлетается, зато взрыв красивый. Тела, сваленные в одну кучу, переплетаются, проникают друг в друга конечностями и уходят глубоко в стены, ну да ладно, и так сойдет. Зато Splinter Cell даже в неприлично больших разрешениях прекрасно чувствует себя на средних по грузоподъемности компьютерах. Особенно по сравнению с замешанными на том же исходном коде Unreal II и Unreal Tournament 2003.
 Аниматоры отказались от motion
capture, отдав предпочтение тонкой и
кропотливой ручной работе.

   Отдельного памятника заслуживает команда аниматоров. Никогда еще главный герой не был таким живым, подвижным и убедительным. Каждый жест являет просто-таки кошачью грацию, будь то ходьба на полусогнутых, изящный кувырок, взваливание на плечи трупа или подтягивание шнурков. И это притом, что разработчики категорически отказались от motion capture, отдав предпочтение тонкой и кропотливой ручной работе. Да, из-за этого порой заметны кое-какие незначительные огрехи, но в целом результат просто ошеломительный. То, как Фишер спускается по веревке, ловко отталкиваясь от стены ногами, кивком головы заставляет сползти на глаза очки ночного видения или придерживает на бегу пистолет, доставляет мало с чем сравнимое эстетическое наслаждение. Не отстают от главного героя и остальные персонажи. Вы видели, например, как падает с пробитой головой спецназовец, дергаясь, и в агонии продолжая жать на спусковой крючок? Незабываемое зрелище, рекомендую. Подпортить общее впечатление от анимации может разве что левитация над ступенями лестниц, ну да нам не привыкать. Лучше вместо брюзжания еще раз порадуемся тщательности проработки модели "сплинтер селла". На костюме боевого ныряльщика видна каждая складочка и ремешок, пистолет нежно уложен точно в кобуру, а винтовка закинута не в безразмерный инвентарь, а за спину. Все приборы расфасованы по специальным кармашкам, которые болтаются при ходьбе. Не герой, а картинка!
    

   Пятна на Солнце

   Да, недостатки есть, и, к сожалению, они не ограничиваются плохой физикой. Ну почему, например, никто из искусственно-интеллектуальных персонажей абсолютно не обращает внимания на героическую смерть сторожевых собак? Меньших братьев можно не таясь расстреливать хоть на самом видном месте, никому до них нет никакого дела. Это тем более странно оттого, что в других ситуациях охранники чутко реагируют на посторонний шум, боковым зрением улавливают излишне активное шевеление темного силуэта на темном фоне и со всей округи сбегаются на сдавленный предсмертный стон. Впрочем, это недостаток совсем пустячный, есть проблемы и посерьезнее. Открою вам страшную тайну - игра насквозь проскриптована и усеяна триггерами что твое минное поле. Даже тела павших товарищей враги находят не при помощи собственного зрения (вернее, не только при его помощи), а по велению сценария. Порой весь уровень за вашей спиной зачищен, трупы надежно упрятаны, и ничего не предвещает беды, но вдруг активируется подлый триггер, и вы слышите, как кто-то где-то кому-то рапортует о нахождении покойничка. Противник начинает беспокоиться, начальство - тоже. Избежать таких оказий невозможно, так же как невозможно уйти и из-под удара прочих скриптов, заставляющих главного героя иногда оказываться в поле зрения и под огнем неприятеля.

   Впрочем, те же скрипты, которые сковывают свободу действий, пытаются в меру своих сил разнообразить геймплей. Чаще всего - аркадными вставками. Ничего не поделаешь, консольное происхождение накладывает свой неизгладимый отпечаток, так что готовьтесь самый правильный в мире stealth чередовать с кроссами по пересеченной, в традициях Максимки нашего Пэйна полыхающей и взрывающейся местности, а также стрельбой по движущимся, высовывающимся из-за декораций и скрывающимся обратно, приседающим, отстреливающимся и кидающимся гранатами мишеням. Прилагается также увлекательная мини-игра "скоростное укрощение взбесившейся туррели".
 Требуйте продолжения банкета

   Требуйте продолжения банкета

   Под занавес с радостью приходится констатировать, что Ubi Soft таки удалось поднять на качественно новый уровень неотвратимо набирающий популярность жанр stealth-экшен. Местами схожий с Metal Gear Solid, но без душевных метаний и многозначительных диалогов; взявший многое от Hitman, но не превратившийся в "симулятор работы киллера"; адаптировавший заветы Thief к сегодняшним, даже немного завтрашним реалиям и не уместившийся в прокрустовом ложе шутера, Splinter Cell по крайней мере в своей нише просто обязан на долгое время стать неоспоримым знаком качества. Разработчики создали игровой механизм, который как часы будет работать даже без сюжета, видеороликов, мотивации и четкой постановки задач. Конечно, игра не идеальна, но страшно даже представить, что бы с нами случилось, свято следуй Ubi Soft диздоку и исполни все свои обещания - и без того Splinter Cell безумно аддиктивен. От потери человеческого облика и голодной смерти попавшего под его влияние геймера спасает только то, что история, рассказанная знатным фантазером Томом Клэнси, очень быстро подходит к развязке. Вроде бы только что Фишер проходил тренировки и получал первые инструкции по пути в Тбилиси, а глядишь, и азербайджанская нефть уже в безопасности, и с Китаем все вопросы улажены, и злостные подрывники устоев мирового равновесия мертвы во главе с неосмотрительно объявившим войну Америке клоуном Николадзе. Друг с почестями похоронен, дочь опять в безопасности...

   Самодовольный диктор FNW уверяет, что в мире снова все спокойно, но splinter cell смеется над телесюжетами. Он уже у телефона. Что, для Xbox вышла первая дополнительная миссия? Да, конечно, мы готовы!

   Итак подведем итоги:

   Достоинства:

  • Изумительная графика
  • Потрясающее динамическое освещение
  • Реалистичные тени
  • Великолепная анимация
  • Разнообразие игрового процесса
  • Оригинальное, но удобное управление
  • Запоминающиеся персонажи
  • Добротный сюжет: с террористами, ядерной бомбой
    и Китаем, но без арабов
  • Хорошая озвучка и забавные "подслушанные" диалоги
   

Недостатки:

  • Засилье скриптов
  • Низкое разрешение видеороликов
  • Злостные ошибки, свои для разных видеокарт
  • Не всегда логичный дизайн уровней
  • Вялое музыкальное сопровождение
   Оценка:
  • Графика               
  • Звук и музыка      
  • Управление          
  • Игровой интерес  
  • Оценка автора     


Используются технологии uCoz